Предприятия черной металлургии столкнулись с давлением со стороны ЕС и США, который привел к резкому ограничению поставок продукции на мировой рынок. Металлопрокат, как в качестве исходного для дальнейшего производства металлоизделий, сырья, так и в виде готовой сортовой и фасонной продукции, практически весь попал под запрет. Металлургические предприятия вынуждены искать новых потребителей и переориентировать отгрузку своей продукции на азиатский рынок.
Всего за календарный год российским компаниям предстоит перенаправить в восточный регион четыре миллиона тонн металлопроката.
Речь идет о стальных заготовках и прокатных изделиях всего номенклатурного ассортимента. Ориентировочная величина в 4 млн. тонн /год была озвучена владельцем ПАО «Северсталь» Алексеем Мордашовым в его письменном обращении к вице-премьеру А.Белоусову, направленном от лица крупнейших предприятий черного металлургического комплекса, входящих в состав ассоциации «Русская сталь».
Объем металлопроката, экспортируемый из России в страны Евросоюза за 2021 год, составлял 3,74 миллиона тонн. Более 76% валовой отгрузки металлопроката пришлось на плоский листовой прокат. Блокировка отгрузки в ЕС металлопродукции отечественных комбинатов (ограничения коснулись листов горячекатаных и холоднокатаных, фасонного проката и труб) вынуждает искать помощи в правительстве РФ и переориентировать свободный объем изделий в Азию.
Основным производителем экспортных позиций листового проката является комбинат «Северсталь», входящий в тройку крупнейших изготовителей РФ, и сокращение отгрузки в Европу может сильно отразиться на работе предприятия. Два других экспортера «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) и «Новолипецкий металлургический комбинат» (НМЛК) менее уязвимы к запретам, так как основным их рынком сбыта является Азия. Доля европейских отгрузок ММК в 2021 году составила всего 7%, а НМЛК в основном поставляет в ЕС заготовки для проката (сляб), которого вводимые ограничения не затрагивают.
Перейти полноценно на азиатский рынок, в частности китайский, на который приходится более половины всего потребления металлопроката в мире, будет не просто. Металлургам придется конкурировать с китайскими производителями, которые не покрывают потребности своего рынка только на 25%. Для полноценной переориентации потребуется время и отработанная логистика. А значит металлургических экспортерам придется привлекать клиентов дисконтными скидками и совместно работать с РЖД над расширением логистических потоков.